Развитие познавательных способностей посредством
дидактических игр
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. В
период дошкольного детства, такой деятельностью является игра. Дидактическая
игра, как метод обучения, позволяет детям легко усвоить и закрепить знания,
овладеть способами познавательной деятельности.
Как известно, хаотичное использование дидактических игр не
даст ожидаемого результата в развитии. Следовательно, их необходимо привести в
систему. Система дидактических игр разрабатывалась исходя из следующих
требований к ним:
-уровень познавательных процессов детей (восприятие,
мышление, память, внимание и воображение);
-развитие познавательных процессов в дидактической игре;
-знания и навыки детей;
-наличие увлекательной задачи, решение которой требует
умственного усилия, преодоление трудностей;
-последовательное усложнение заданий;
-учет действия, лежащего в основе развития познавательного
процесса.
Использование системы дидактических игр осуществлялось как на
занятиях, так и вне занятий. При проведении дидактической игры учитывать
необходимо следующее:
-интерес детей к игре, для этого использовала загадки,
сюрпризные моменты и напоминания об игре, в которую дети охотно играли ранее;
-проговаривание задачи ребенком, что ведет к пониманию и
принятию задачи, успешному ее выполнению;
-индивидуальный подход. С детьми, которые
не могут решить задачу или действуют путем отгадывания, следует выполнять
сначала задание на практическом уровне.
В систему дидактических игр направленных на развитие
познавательных способностей детей, входят игры направленные на формирование
действий, которые лежат в основе развития познавательных процессов:
Восприятие: действие идентификации, отнесение к
эталону, перцептивное моделирование.
Мышление: действие замещения, обобщения,
классификации, сравнения, анализа и синтеза, действие наглядного моделирования.
Память: точности
и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения
материала.
· Внимание: способности
переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости,
концентрации внимания.
· Воображение: действие «опредмечивания»,
символизации, замещения, детализации, совершенствование образно-символических
средств.
\
\
- Перспективный план использования дидактических игр для развития познавательных способностей детей группы общеразвивающей направленности от 2-х лет до 3-х лет. Ссылка.
- Перспективный план использования дидактических игр для развития познавательных способностей детей группы общеразвивающей направленности от 3-х лет до 4-х лет. Ссылка.
- Перспективный план использования дидактических игр для развития познавательных способностей детей группы общеразвивающей направленности от 4-х лет до 5-ти лет. Ссылка.
Сборники дидактических игр направленных на развитие познавательных способностей детей:
- Сборник дидактических игр направленных на развитие познавательных способностей детей от 2-х до 3-х лет. Ссылка.
- Сборник дидактических игр направленных на развитие познавательных способностей детей от 3-х до 4-х лет. Ссылка.
- Сборник дидактических игр направленных на развитие познавательных способностей детей от 4-х до 5-ти лет. Ссылка.
- Сборник дидактических игр направленных на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Ссылка.
Мультимедийные
презентации дидактических игр:
Дидактические пособия для развития познавательных способностей:
Комментариев нет:
Отправить комментарий